Права получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций (далее – МФО) с 1 июля 2017 года защищены надежнее. Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг МФО.
Объем займов МФО в масштабах финансовой системы страны вроде бы невелик — всего около 1,5%, но клиентов у микрофинансовых организаций много. «Только на территории Белгородской области зарегистрированы и действуют 26 МФО. На конец первого квартала 2017 года ими были заключены 103,2 тыс. договоров на сумму 752 млн рублей», - отмечает управляющий Отделением Белгород ГУ банка России по ЦФО Андрей Николаевич Беленко.
Введенный стандарт затрагивает интересы граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства и других юридических лиц.
«Учитывая объемы и специфику, этот сектор финансового рынка нуждался в унификации ряда процедур, - отмечает Андрей Николаевич Беленко. - Это позволит, прежде всего, сделать более «прозрачными» большинство процессов и эффективно защитить интересы заемщиков».
С 01 июля текущего года введены лимиты количества микрозаймов, которые МФО может выдать одному заемщику, и количества пролонгаций договора. Чтобы ограничить долговую нагрузку клиентов МФО в течение одного года заемщик не сможет получить более 10 (с 1 января 2019 года – 9) краткосрочных (до 30 дней) микрозаймов. Микрофинансовая организация не сможет продлевать такие договоры более 7 раз (а с 1 января 2019 года – 5) по одному договору. Также для снижения совокупной нагрузки на заемщика и исключения практики перекредитования стандарт запрещает выдачу МФО следующего краткосрочного потребительского микрозайма до полного погашения предыдущего.
Стандартом введены жесткие требования по ответам на обращения заемщиков . МФО будут обязаны отвечать на все обращения потребителей финансовых услуг в течение 15 рабочих дней с даты поступления обращения. Это увеличивает возможности для досудебного урегулирования споров и позволит заемщикам без посредников обращаться в микрофинансовую организацию для разрешения конфликтных ситуаций.
Базовый стандарт установил общие правила взаимодействия МФО с получателями услуг, а также информацию, которую МФО должна разместить о себе, запросить у клиента до заключения договора, порядок реструктуризации задолженности и увеличения срока возврата займа и другие положения.
С 1 июля 2017 года считается недопустимым оказание давления на заемщика с целью склонить его к выбору определенной услуги, стимулирование заключения нового договора займа на худших условиях для возврата первоначального займа, а также премирование работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического возврата.
Стандарт содержит рекомендации по работе с лицами с ограниченными возможностями. Содержание информации, предоставляемой МФО, должно быть понятно и доступно ее клиентам, не имеющим специальных знаний в области финансов.
Если МФО не соблюдает положения базового стандарта любое заинтересованное лицо вправе обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о применении к ней мер воздействия. Банк России осуществляет надзор за тем, как саморегулируемые организации МФО контролируют соблюдения требований базового стандарта.
Информация предоставлена Банком России